ремонт техники

Информация

Ремонт техники в сельском хозяйстве, совокупность органи-зац. и технич. мероприятий, осуществляемых с целью восстановления исправности или работоспособности технич. средств. В зависимости от конструктивных особенностей, характера повреждений и степени износа отд. составных частей машин различают 2 вида Р. т.: текущий и капитальный. Тракторы и сложные с.-х. машины подвергаются текущему и капитальному Р. т., простые с.-х. машины — только текущему. При текущем Р. т. заменяют или восстанавливают сменные детали машины, при капитальном — проводят полную разборку устройства с заменой всех изношенных частей. Время (наработка) между капитальными ремонтами или до первого капитального ремонта (для сложных с.-х. машин) и между текущими ремонтами или до первого текущего ремонта (для простых с.-х. машин) наз. периодичностью Р. т. (межремонтный период). Каждая машина имеет свой межремонтный срок, зависящий от условий работы и обслуживания. Необходимость текущего или капитального ремонта машины определяется её технич. состоянием, что достигается техническим диагностированием. Осн. работы при любом виде Р. т.: разборка, дефектация (составление дефектной ведомости), ремонт или замена деталей узлов, сборка и испытания. Текущий Р. т. производят предупредительно при техническом обслуживании, если выявлены неисправности, и при внезапных отказах, возникающих в работе машины. Методы и средства технич. диагностирования позволяют повысить безотказность машины после текущего Р. т. Капитальный Р. т. — наиб. радикальное средство восстановления ресурса и безотказности машины. По действующим стандартам и технич. требованиям ресурс и безотказность капитально отремонтированных тракторов и комбайнов должен быть не ниже 80% уровня новых машин. В связи с этим специализир. ремонтные предприятия Госагропрома СССР оснащаются оборудованием: для очистки машин и деталей; пневматич., оптич. и индукционными приборами, для контроля геометрич. размеров деталей; неразрушающими средствами проверки деталей на твёрдость и наличие трещин; станками для динамич. балансировки деталей; стендами для испытаний узлов, агрегатов и машин в сборе и др. Методы ремонтных работ: обезличенный, при к-ром принадлежность отремонтированных составных частей к определ. экземпляру машины не сохраняется; необезличенный, при к-ром она сохраняется (чаще применяется для узлов и агрегатов с деталями большой долговечности, прошедших приработку в предремонтный период, напр., коробки перемены передач); поточный (отд. ремонтные операции выполняются на специализир. рабочих местах с определ. технол. последовательностью и ритмом в противоположность однопостовому, или тупиковому, методу Р. т., при к-ром все операции выполняются на одном рабочем месте); метод замены агрегатов, или агрегатный Р. т. (неисправные агрегаты или составные части машины заменяются аналогичными, но отремонтированными заранее, или новыми). Этот метод позволяет сократить продолжительность Р. т., что особенно важно в период напряжённых полевых работ. Для выполнения агрегатного Р. т. организация, производящая его, должна иметь обменный фонд агрегатов. Существует также метод Р. т. (аналогичный необезличенному методу) без замены агрегатов, при к-ром неисправный агрегат после снятия с машины ремонтируется и вновь устанавливается на неё . Ремонтные работы выполняются по спец. технологии, разрабатываемой (на основе технол. и нормативно-технич. документов) раздельно для текущего и капитального Р. т. Текущий Р. т. осуществляется в колхозе (совхозе) или районными ремонтно-технич. предприятиями; капитальный Р. т. — ремонтными предприятиями, оснащёнными специализир. оборудованием и оснасткой (см. Ремонтно-обслуживающая база). Расходы по текущему и капитальному Р. т. включаются в себестоимость продукции с.-х. предприятия.