Если у вас есть аккаунты в каких-нибудь социальных сетях или интернет-сервисах, то вы почти наверняка сталкивались с двухфакторной аутентификацией. Иногда ее еще называют двухэтапной аутентификацией или даже двухэтапной верификацией, но суть от этого не меняется. Возможно, вам интересно знать, что же это такое и как работает. И самое главное: зачем вообще нужна двухфакторная аутентификация? Попробуем ответить на эти вопросы в нашем посте. Для начала дадим простое определение. В том случае, когда для подтверждения прав доступа — то есть, собственно, для аутентификации — используется несколько разных методов одновременно, это называется многофакторной аутентификацией (или мультифакторной).
Чаще всего цифровые сервисы работают с двухфакторной аутентификацией. В принципе, ничто не мешает использовать и больше факторов, но чтобы зря не раздражать пользователей, они обычно ограничиваются двумя методами подтверждения права входа.
Иными словами, двухфакторная аутентификация обеспечивает оптимальный баланс между надежностью защиты аккаунта и удобством входа в него. Какими вообще могут быть факторы, подтверждающие право пользователя на вход? Вот наиболее популярные варианты:
Знание. Аутентификация возможна, если вы знаете пароль, секретную фразу, цифровой код, графический паттерн, ответ на секретный вопрос и так далее.
Обладание. Если у вас есть некий предмет — например, ключ, USB-токен, телефон, банковская карта, — то он является подтверждением вашего права доступа. Сюда же относится обладание доступом к какому-то другому аккаунту — скажем, электронной почте или номеру телефона, — которое вы можете продемонстрировать, например, получив на этот аккаунт одноразовый код.
Неотъемлемое свойство. Также часто есть возможность аутентифицироваться по какому-то неотъемлемому и достаточно уникальному свойству самого пользователя — отпечатку пальца, голосу, лицу, ДНК, рисунку радужной оболочки, характерной манере печати на клавиатуре и так далее.
Местоположение. В этом варианте подтверждением права на доступ является факт нахождения пользователя в каком-то определенном месте — например, если речь идет о корпоративных ресурсах, внутри офиса компании.